avangard-pressa.ru

Место футбола в системе физического воспитания школьников - Педагогика

Обучение техники передач мяча учащихся 9 класса в футболе на уроках физической культуры

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: Егоров Максим Алексеевич

студент группы 47

специальность 050141, Физическая культура

Руководитель: Бессонова Наталья Владимировна

Допустить к защите ____________________2016 г. (подпись руководителя)________ Дата защиты ________________ Оценка_____________________

Москва, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Техническая подготовка по футболу учащихся среднего школьного возраста.....................................................................................................................6

1.1. Место футбола в системе физического воспитания школьников………….6

1.2. Возрастные особенности учеников среднего школьного возраста……9 1.3.Характеристика технических элементов в футболе………………….........14

ГЛАВА 2. Опытно-практическая работа по обучению техники передач мяча в футболе учащихся 9 класса на уроке физической культуры..........................…………………………………………………….…..19

2.1Организация опытно-практической работы ………………………………..19

2.2.Содержание опытно-практической работы………………………………..23

2.3. Результаты опытно-практической работы ………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………...35

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….37

ВВЕДЕНИЕ

Футбол в настоящее время - не только один из ведущих видов спорта в мире, но и значительное социальное явление. Зародившись на берегах туманного Альбиона во второй половине девятнадцатого столетия, он довольно быстро получил своё развитие и в других странах и континентах. К нему постоянно приковано внимание многих жителей нашей планеты. Современный футбол представляет собой яркое спортивное зрелище, в котором органично сочетается высокое исполнительское мастерство футболистов с бескомпромиссной борьбой игроков на каждом участке поля.

Футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития, и укрепления здоровья для широких слоев населения. Однако, чтобы не просто гонять мяч по полю, а делать это профессионально, со знанием дела, необходимо обучиться элементам футбола. В связи с этим особый интерес, я считаю, вызывает проблема технической подготовки футболиста. Техническая подготовка составляет совокупность способов выполнения футболистами разнообраз­ных движений, применяемых в игре. Техника игры в футбол включает передвижения, остановки, повороты и прыжки, удары по мячу, остановки мяча, ведение, финты, вбрасывание, отбор мяча, а также специфические технические приемы, приме­няемые в игре вратарем.[23]

Для современного футбола характерен универсализм в техническом осна­щении игроков. Это в первую очередь проявляется в умении хорошо владеть всеми техническими приемами и на высоком уровне выпол­нять те, которые характерны для конкретного амплуа.

Одним из главных требований к технической подготовленности футболиста является его умение правильно передавать мяч игроку из своей команды. Передачи мяча - это нити, связывающие действия футболистов в единую картину игры, объединяющие игроков в команду. Они во многом определяют темп игры, составляют суть комбинационной игры, позволяют беспрепятственно преодолевать значительные расстояния и решать задачи как наступательного, так и оборонительного характера.

Передачи являются своеобразным промежуточным звеном между индивидуальными и групповыми действиям в футболе. Решая, кому какую передачу и когда надо делать, а также, осуществляя принятое решение, футболист демонстрирует индивидуальное мастерство. В тоже время передача может быть средством осуществления взаимодействий двух-трех спортсменов, т.е. группового действия.

Чтобы подготовить игрока высокого класса, необходимо начинать освоение всего технического арсенала футбола с детства.

Все сказанное выше и объясняет актуальность выбранной темы моей выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы– теоретически обосновать и проверить опытно-практическим путем эффективность подобранных средств в футболе, повышающих уровень технической подготовленности в передаче мяча учащихся 9 класса.

Объектом исследованияявляется техническая подготовка по футболу на уроках физической культуры учащихся среднего школьного возраста.

Предмет исследования – процесс развития техники передач мяча учащихся 9 класса на уроках физической культуры средствами футбола.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть возрастные особенности учеников среднего школьного возраста;

2. Дать характеристику техники передач мяча учащихся 9 класса;

3.Отобрать средства передач мяча в движении учащихся 9 класса;

4. Проверить эффективность предложенного комплекса упражнений для совершенствования техники передач мяча в движении учащихся 8 класса.

Основными методами исследования в достижении поставленной цели являются:

1. Анализ литературных источников;

2. Педагогическое наблюдение;

3. Тестирование;

4. Математическая обработка данных.

Глава 1. Техническая подготовка по футболу учащихся среднего школьного возраста

Место футбола в системе физического воспитания школьников

Современному школьнику, проводящему большую часть дня непосредственно на учебных занятиях и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки при остром дефиците двигательной активности. По данным Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, НИИ педиатрии РАН двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину, имея тенденцию дальнейшего понижения от младшего школьного возраста к старшему.[27]

В результате острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма школьников, возрастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Сегодня у большинства учащихся образовательных учреждений наблюдается ухудшение зрения, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обмена веществ, снижение сопротивляемости к различным заболеваниям. Проведенные обследования свидетельствуют, что лишь 15% школьников могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье, а 35% страдают хроническими заболеваниями. Вследствие этих обстоятельств уроки физкультуры сегодня посещают лишь 75% школьников, а в спортивных секциях занимается лишь один ученик из десяти. В то же время растет число подростков, злоупотребляющих курением и алкоголем, а также попавших в наркотическую зависимость, проявляющих асоциальное поведение.

Естественно, в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся, особую актуальность приобретает необходимость эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя: проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;».[25, статья 28]

В дополнение к основным, в области физической культуры и спорта реализуются дополнительные программы, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы).[26, статья 84]

К числу наиболее эффективных средств такой работы, безусловно, относится футбол – любимая игра детей и подростков. Игра, отличающаяся простотой, доступностью и высокой эмоциональностью, как нельзя лучше приспособлена для развития ее в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.

Упражнения с элементами футбола доступ­ны для учащихся различного возраста. Уроки физической культуры, на которых осва­иваются приемы техники футбола, могут вы­звать большой интерес – как у мальчиков, так и у девочек. Учащиеся изучают правила игры, на практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической подготовке, знакомятся с организацией и проведением соревнований.

В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.

Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность.

Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки.

Систематические занятия футболом, участие в соревнованиях по этому виду спорта дают возможность постоянно развивать и совершенствовать работу мышечного аппарата, нервной системы. Футбол имеет существенное отличие от спортивных игр, рекомендуемых Программой школ по физической культуре: согласно правилам соревнований, вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбрасывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации движений, выполняемых ногами.

При занятиях футболом в человеческий организм начинает поступать большее количество кислорода, что сказывается на скорости мыслительных процессов, улучшает память, также снижает риск заболеваний сердца и сосудов, да и вообще положительно влияет на общий тонус.

Круглогодичные занятия футболом в различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма.

Стремление к победе в соревновательных упражнениях с футбольным мячом может служить побудительным мотивом для совершен­ствования учащимися физической и специаль­ной подготовки в самостоятельных занятиях и во время выполнения домашних заданий. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов.

Эффективность процесса обучения игре в футбол находится в зависимости от содержания и средств физического воспитания. Наиболее качественным является тот процесс, в котором по возможности в большей степени используются упражнения с мячом для воспитания ловкости, гибкости, быстроты, овладения техническими приемами и тактическими действиями.

В системе школьного физического воспитания возможно достижение школьниками лишь определенного уровня владения двигательными умениями и навыками изучаемого вида спорта. Основной смысл физкультуры в школе - приучить учеников к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное время, а затем и на протяжении всей остальной жизни.